3 В класс МКОУ СШ №1

Духовно-нравственное воспитание.

 Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе,  а также развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.

Духовно-нравственное воспитание младшего школьника происходит прежде всего в процессе обучения. Урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений.

Для достижения успеха в области духовно-нравственного развития и воспитания в начальной школе важно организовать учение как коллективную деятельность, пронизанную высоконравстенными  отношениями. В этом плане велика роль уроков литературного чтения.

На своих  уроках литературного чтения я  приучаю детей к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой  соотносят свои усилия с усилиями других, учатся слушать и понимать своих товарищей, сопоставляют свои знания со знаниями остальных, отстаивают мнение, помогают и принимают помощь. Также дети  переживают вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок.

Готовясь к нашей встречи, я решила показать, как проходит этап формирования нравственности на примере повести Альберта Анатольевича Лиханова «Крутые горы». Почему именно это произведение? Альберт Анатольевич автор множества книг для детей и подростков. Основными направлениями творчества Альберта Лиханова являются: детство, юность, проблемы молодежи и подростков. Писатель раскрывает темы воспитания, роли семьи, школы, окружения в становлении личности. Оно запало мне в душу, когда я сама его впервые прочла. Очень жаль, что современные авторские коллективы  не включают такие произведения в программы литературного чтения. Поэтому данные уроки проходили как внеклассное чтение. Было проведено  несколько  ознакомительных уроков и заключительный – обобщающий урок.

Тема уроков называлась так: «В поисках смысла». В ходе обсуждения ребята не только разобрали сюжет и главную мысль произведения, но и узнали об особенностях такого литературного жанра, как повесть, познакомились с биографией Альберта Лиханова, узнали про военно-санитарные эшелоны.

Но самое главное, юные читатели раскрыли для себя причинно-следственные связи в отношениях литературных героев. На материале повести «Крутые горы», посвященной жизни детей в военные годы,  я попыталась подвести детей к понимаю таких важных нравственных понятий, как сопереживание, сочувствие, сострадание, соучастие, содействие, доброта, дружба, взаимопонимание и поддержка. Итогом уроков было творческое задание по группам. Дети должны были написать три синквейна. С этим заданием они справились на "Ура!".

1.Синквейн по содержанию повести:

Трудные дни.

Непреодолимые, жизненные.

Осилить,  преодолеть, покорить.

Побороть в себе чувство неуверенности.

Крутые горы.

 

2. Синквейн о Боге в повести:

Бог

Невидимый, нужный.

Подумать, помолиться, поверить.

Он есть и видит всё.

Господь.

 

3. Синквейн о взаимоотношениях в повести:

Связи

Крепкие, дружные.

Сопереживать, помогать, ценить.

Уметь любить, уметь дружбой дорожить.

Взаимоотношения.

 В «Крутых горах» Альберт Лиханов определяет для себя и для читателя меру страдания и вызревания человеческой личности, он создает здесь идеал главного героя мальчика Коли и свой собственный – образ мужчины, не могущего предать и швырнуть в лабиринт жизни маленькое и все понимающее сердце сына. Нужно отметить символичное название повести. «…Герой повести „Крутые горы“ упорно пытается съехать на лыжах с пока еще недоступной ему высоты – история будничная, вырастающая до значения символа: главное – побороть в себе чувство неуверенности, скованности перед препятствием, будь то гора или чтото более существенное»

24 октября 2016 в 22:56

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.